В Москве на ВДНХ в павильоне «Космос» не так давно с колоссальной помпой открылась выставка «Автомобильная промышленность». И все бы ничего – машинки на ней представлены весьма презабавные, посмотреть праздно-любопытным есть на что – если б организаторы сего масштабного действия: Политехнический музей, компания Gorkyclassic и ОАО «ВДНХ» не объявили вдруг ни с того ни с сего, что данная выставка приурочена к… «90-летию отечественной автомобильной индустрии» (это цитата с афиши). Вот так вот раз, и лет 20 (а то и больше) с легкой руки неизвестных маркетологов одним движением начисто вычеркнуты из истории российского автопрома.
Математическим способностям господ организаторов остается только посочувствовать, хотя думается, что деньги они считают гораздо лучше, нежели исторические вехи. Впрочем, стоит ли удивляться: деньги есть деньги, а с историей и более серьезные, высокопоставленные мужи извечно обходились весьма легко, по своему усмотрению тасуя даты, события, персоналии. Что уж тут говорить про доморощенных московских маркетологов, мнящих себя звездами бизнеса и потому совершенно безжалостно жонглирующих цифрами, лишь бы инфоповод найти да к дате круглой, хоть какой-нибудь, привязаться.
Смотреть на эти манипуляции нет никаких сил, и потому очень хочется внести ясность. Итак, безусловно, стопроцентно точную дату зарождения чего-либо даже при наличии не вызывающих никакого сомнения источников всегда сложно определить. Ибо… субъективностью грешен человек. Однако в данном контексте можно без какого бы то ни было колебания сказать что российский (не советский, а именно российский – отечественный – автопром) зародился раньше. Как минимуму лет на 15-20. Первым российским автомобилем, согласно официальной историографии, представленным широкой публике, был автомобиль Фрезе и Яковлева. Случилось это в совершенно допотопном 1896 году на Нижегородской выставке. То есть нехитрым математическим подсчетом получаем 118 лет как назад. Конечно, о том, стал ли он отправной точкой отечественной автомобильной индустрии можно поспорить: машина выпускалась в мелкосерийном формате, и сколько всего было собрано автомобилей установить так и не удалось. Однако факт остается фактом, и его обязательно надо учитывать – это был не опытный образец, проехавший несколько десятков километров и умерший на стапеле безвестной мастерской, а коммерческий, тиражировавшийся и продававшийся клиентам автомобиль.
Для тех, кто по каким либо причинам (может быть, личное представление о всемирной гармонии не позволяет, так же как и маркетологам названных выше организаций-устроителей выставки) не считает автомобиль Фрезе и Яковлева предтечей отечественного автопрома, приведем другую дату – 1909 г. В мае того года – 105 лет назад – была собрана первая машина – «Модель С» на Русско-Балтийской вагонном заводе – легендарный «Руссо-Балт». И это уже бесспорно старт индустриального серийного производства, впоследствии вылившегося в производство 3 моделей несколькими сериями.
А что касается пресловутого «90-летия», то, скорее всего, горе-историки имели ввиду послереволюционный запуск завода Автомобильного московского общества – известного всем АМО. Думая, что он открылся именно в 1924 г. Но и тут промашечка вышла. Завод был заложен в 1916 г. однако еще до полного окончания строительных работ из-за шедшей войны, неспокойных революционных событий и проч. на нем в 1917 г. была налажена, говоря современным языком, «отверточная сборка» автомобилей из поступавших из-за границы комплектов деталей, продолжавшаяся вплоть до 1919 г.
Так что не забывайте своей истории, господа! В истории нам действительно есть чем гордиться.