Запутались в приоритетах
На прошедшем в Калуге V Международном форуме по развитию автомобилестроения и производства автокомпонентов «АвтоЭволюция» (организатор – газета «Ведомости») из уст губернатора Калужской области Анатолия Артамонова прозвучало весьма неоднозначное и даже довольно спорное, если вдуматься, предложение.
Тема господдержки сейчас одна из самых модных. Только ленивый еще не выступил экспертом, на досуге за чашечкой кофе рассуждая о возможных стратегиях и распределении обещанных денежек. Губернатор также решил высказать свою точку зрения. Говоря о необходимости государственной поддержки отечественного бизнеса во всех его формах и проявлениях, он разделил российские компании, нуждающиеся в подобной поддержке на три большие группы. К первой он отнес экспортноориентированных производственников (что в общем справедливо), ко второй – представителей перерабатывающей промышленности (и это не вызывает сомнения – переработку надо поощрять), а к третьей торговлю и сферу услуг. При этом, по словам Анатолия Артамонова, максимальную поддержку, как финансовую, так и любую другую государство должно оказывать компаниям первой группы – экспортноориентированным. Чуть меньше – переработчикам, ну а сфера услуг и торговля которые в настоящий момент получают из госказны наибольшие объемы субсидий – что, по мнению губернатора совершенно неправомерно – могут и подождать, обойдясь своими силами.
С одной стороны Анатолий Артамонов во многом прав, но можно ли грести всех под одну гребенку? Сфера услуг и торговля – сфера крайне пестрая по своему содержанию. Тут без дифференцированного подхода можно ситуацию вообще за Можай загнать. Сервис, сами знаете, понятие растяжимое. К примеру, автомобильный сервис, который живет не сам по себе, а в связке с глобальной автомобильной отраслью, можно прям в этой связке и причислить к перерабатывающей промышленности, а там, глядишь, и до экспортноориентированного бизнеса повысить. А почему бы и нет? Вдруг и у нас можно будет производить так много качественных автомобилей, что их начнут-таки вывозить за рубеж – поделимся счастьем, товарищи, с окружающим миром!
Проще говоря, коль скоро государство вознамерилось оказать серьезную поддержку родному автопрому, не уместно как-то игнорировать сегмент технического обслуживания и ремонта. Ведь что такое по сути этот пресловутый ТО и ремонт? Мало того что данная сфера напрямую связана с национальной политикой в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, так сервис еще и поддерживает в исправном состоянии многомиллионный российский автопарк (причем не только частный), выступая ко всему прочему мощным каналом реализации автозапчастей, значительная часть коих изготовлена теми же компаниями которые оперируют и на рынке первичных поставок. То есть своего рода замкнутый круг получается.
И еще есть один маленький нюанс: по большому счету грамотный сервис обойдется и без автомобилей – хорошая техподготовка и современная материально-техническая база позволят диверсифицировать бизнес и в принципе переключиться на обслуживание любой другой техники. А вот автомобилям без сервиса не прожить никак. Так что кто тут главный – еще и поспорить можно. А тут вдруг предложение поддерживать по остаточному принципу. Чревато, знаете ли.